SZ@SUZUKI-MOTOR.RU
Автомир
Официальный дилер Suzuki
г. Москва, Дмитровское шоссе, 98с1
г. Москва, Иркутская улица, 5/6с1

35 ЛЕТ ПЕРВОМУ В МИРЕ ЭЛЕКТРОУСИЛИТЕЛЮ РУЛЯ ОТ SUZUKI

Корпорация Suzuki всегда являлась одним из флагманов инноваций и технологических инсайтов, однако мы не перестаём удивляться и гордиться потрясающими идеями великих инженеров и новаторов, работающих в компании в прошлом веке. Если мы перенесёмся по страницам истории Suzuki на 35 лет назад, то застанем создание первого в мире электроусилителя рулевого колеса.

Прошло ровно 35 лет с тех пор, как в 1988 г. Suzuki выпустили субкомпактную модель Cervo. Именно на этом автомобиле дебютировал электроусилитель руля, давший начало новому комфорту в управлении автомобилем для водителей по всему миру.

Усилитель руля уменьшает усилие, необходимое для поворота рулевого колеса, что значительно облегчает управление автомобилем. В настоящий момент данная технология получила широкое применение, а до этого устанавливались только гидроусилители руля, начиная примерно с 1940 г. – на крупногабаритные автомобили, а с 1960-х гг. – на легковые автомобили стандартного размера.

Отличие этих механизмов заключается в их конструкции: в гидравлическом усилителе руля (HPS) вспомогательное усилие обеспечивается гидронасосами, приводимыми в действие от двигателя автомобиля, а в электрическом усилителе руля (EPS) вспомогательное усилие передаётся электродвигателями непосредственно на рулевое колесо.

Достоинствами электроусилителя руля являются простота конструкции и установки, а также лёгкость в обслуживании. Ему также требуется меньше энергии для работы, поскольку, в отличие от гидроусилителя, для обеспечения вспомогательного усилия он не отбирает мощность двигателя. По этим причинам с момента своего дебюта на автомобилях Suzuki электроусилитель руля стал находить всё более широкое применение.

В 1990-х гг. другие японские автопроизводители начали устанавливать электроусилители руля на компактные автомобили, а с середины 2000-х гг. эта технология стала обычным явлением в этом сегменте как в Японии, так и за рубежом. После запуска в 2004 г. глобальной стратегической модели Swift компания Suzuki начала оснащать всё больше и больше своих компактных автомобилей электроусилителем руля, и эти автомобили были чрезвычайно хорошо приняты на рынках Европы, Японии и Индии.

К 2010-м гг. применять электроусилители стали также на автомобилях класса «люкс», в которых до этого использовались гидравлические или электрогидравлические усилители. Хочется отметить, что класс внедорожников, пожалуй, самым последним получил массовый апгрейд в системе рулевого управления: преимущественно тяжёлые внедорожники оснащались гидроусилителями руля, поскольку автомобили подвергались высоким нагрузкам при движении по бездорожью. Однако IV поколение легендарного Suzuki Jimny (2018 г. – н.в.) оснащается электроусилителем руля, что говорит о его надёжности в рамках применения на настоящем внедорожнике. К тому же на европейских модификациях модели реализованы системы активной безопасности, требующие автоматической корректировки положения руля на ходу.

Сегодня компания производит около 3 миллионов блоков электроусилителей руля в год, в основном в Японии и Индии, и эта технология используется во всех легковых автомобилях Suzuki. Однако, несмотря на удобство и преимущества электроусилителя, он «занял пьедестал» не мгновенно, ведь его технологию, как и любую другую пришлось совершенствовать.

РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Изначально электроусилитель руля разрабатывался, чтобы сделать рулевое колесо менее «тяжёлым» при его повороте во время остановки или движения с низкой скоростью. По этой причине, если скорость автомобиля превышала 40 км/ч, для отключения электродвигателя усилителя использовался механизм сцепления. И хотя электроусилитель делал рулевое управление лёгким и удобным, использование механизма сцепления приводило к неестественному ощущению включения/выключения, а гидроусилитель, в то время, обеспечивал более плавные переключения. Поэтому команда Suzuki активно занималась улучшением рабочих характеристик своего электроусилителя, пока он не стал обеспечивать такие же плавные ощущения, как гидроусилитель. С этой целью к контроллеру электроусилителя был добавлен высокопроизводительный микрокомпьютер и память большого объёма, что позволило осуществлять регулировку вспомогательного усилия в зависимости от скорости автомобиля.

Однако Suzuki не стали останавливаться на достигнутом и продолжили совершенствовать управляемость. Выпущенный в 2015 г. SX4 S-CROSS был оснащен технологией ALLGRIP – синергетической системой управления динамикой автомобиля, регулирующей работу системы полного привода и электроусилителя руля. Эта система не только изменяла усилие, необходимое для управления автомобилем, но также правильно распределяла крутящий момент полного привода и подавляла тенденции к боковому заносу.

Впоследствии электроусилитель руля, установленный на Swift Sport 2017 г., стал контролировать процесс возврата рулевого колеса в исходное положение: когда рулевое колесо поворачивалось и отпускалось, система точно реагировала на управляющие воздействия водителя за счёт точной настройки вспомогательного усилия и создавала спортивное, приятное ощущение от рулевого управления.

Кроме того, Swift Sport 2017 г. был оснащён первой в истории Suzuki системой предотвращения выхода из полосы движения. Обнаружив такую вероятность, система оказывает корректирующее воздействие на рулевое колесо с помощью электроусилителя и помогает вернуть автомобиль обратно на занимаемую им полосу.

Вот так технология, разработанная 35 лет назад исключительно для облегчения работы рулём, на сегодняшний день была многократно усовершенствована и включила в себя широкий набор функций: улучшенное ощущение от рулевого управления, синергетическое управление динамикой автомобиля и координацию с современными функциями безопасности.

В будущем компания Suzuki будет продолжать улучшать характеристики рулевого управления своих автомобилей, добиваясь того, чтобы оно стало ещё более комфортным, а также в планах компании работа над созданием и внедрением безопасных и точных систем автономного вождения.